Краткая характеристика образоват
Краткая характеристика образовательного процесса.
Школа ведёт образовательную деятельность по следующим образовательным программам
начального общего и основного общего образования:
№ п/п |
Направления программы, направления и специальности |
Наименование |
Уровень, направленность |
Нормативный срок освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Начальное общее
образование |
Образовательный, коррекционно-развивающей направленности для детей с
ограниченными возможностями здоровья (VII
вида) |
4-5 лет (1-4 кл.) |
2 |
Основное общее
образование |
5 лет (5-9 кл.) |
Образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь воспитанника,
реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в
пределах специального государственного образовательного стандарта; обеспечивает
воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и
интеграции в общество.
Эффективность организации процесса обучения детей с трудностями в обучении,
обусловленными задержкой психического развития (ЗПР) различного характера,
достигается реализацией следующих принципов:
ù единство диагностики и коррекции;
ù коррекционно-развивающей
направленности образовательного процесса;
ù индивидуального обучения;
ù комплексного воздействия на
развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности,
сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Реализация указанных принципов в школе осуществляется в системе
коррекционно-развивающего обучения, рекомендованной к внедрению Министерством
образования и науки Российской Федерации, которой предусматривается:
ù обучение по программам,
сохраняющим основное содержание общеобразовательных школ, но учитывающим
индивидуальные особенности учащихся и специфику усвоения учебного материала;
ù психологическое и специально
педагогическое (логопедическое и дефектологическое) сопровождение учащихся в
ходе образовательного процесса;
ù отслеживание динамики
работоспособности учащихся, состояния их здоровья и социальной адаптации;
ù ориентация на интеграцию
большинства учащихся в общий поток после II и
IV классов;
ù пролонгирование
коррекционно-развивающего обучения в V –
IX классах, не готовых к интегрированному обучению в
традиционной системе общеобразовательных классов…
Содержание
образования в школе определяется следующими образовательными программами:
1.
Начальное общее образование
Учащиеся начальной
школы обучаются по специальным программам для школ VII вида и классов
коррекционной направленности для детей с задержкой психического развития,
имеющих коррекционную направленность обучения, наиболее выраженную на первой
ступени обучения, а также по общеобразовательным программам.
▪«Программы для общеобразовательных
учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV).
Подготовительный класс/Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса, 2004. – 176
с.»
(Русский язык,
литературное чтение, математика, природоведение, физическая культура, технология
(трудовое обучение), ритмика).
Программа опубликована
в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека
журнала»; Вып.21.
▪«Программы для общеобразовательных
учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского.-2-е издание,
М.: Просвещение, 2005. – 224 с.»
▪«Программы для общеобразовательных
учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под
руководством и редакцией Б.Н.Неменского.-2-е издание, М.: Просвещение, 2006. –
142 с.»
▪«Программа краеведческого курса для
специальных коррекционных образовательных учреждений «Наш город». Л.В. Петрова.
Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 1996.»
(1 класс)
«Ермолаева Л.К. Система
краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы
учебных курсов для учащихся начальной школы. Образцы итоговых заданий. Издание
3-е, исправленное – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2002, 51 с.»
2. Основное общее
образование
Обучение на второй
ступени осуществляется по программам общеобразовательных массовых школ с
незначительными изменениями некоторых учебных тем и объёма материала в них.
▪«Программы для общеобразовательных
учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,
Н.М.Шанский.-9-е издание, М.: Просвещение, 2008. – 46с.»
▪«Программы для общеобразовательных
учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я Коровиной.-10-е издание,
М.: Просвещение, 2008. – 255 с.»
▪«Английский язык. Программа к УМК
О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Новый курс английского языка для российских
школ». 1-5-й годы обучения. 5-9 кл.: учебная программа по английскому языку для
общеобразовательных учреждений/О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, Н.В.Языкова. – М.:
Дрофа, 2009. – 62 с.»
▪«Программы для общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев. Математика. 5-11 кл. /Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк.-3-е
издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2002. – 320 с.»
«Программы
общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Составитель:
Т.А.Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2009. – 158 с.»
«Программы
общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель:
Т.А.Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2008. – 256 с.»
«Программы
общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель:
Т.А.Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2008. – 127 с.»
▪«Сборник нормативных документов.
Информатика и ИКТ/сост. Э.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.»
▪«Программы общеобразовательных
учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы.-5-е издание, М.: Просвещение,
2007. – 127 с.»
▪«Программы общеобразовательных
учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2005. –
138 с.»
▪«Сборник нормативных документов.
География/сост. Э.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007. – 99 с.»
▪«Программы общеобразовательных
учреждений. Физика. 7-9 классы. Гутник Е.М., Пёрышкин А.В.- М.: Дрофа, 2004.»
▪«Программы курса химии для 8-11 классов
основной и средней (полной) общеобразовательной школы. Базовый уровень. Авторы:
Иванова Р.Г., Чертков Н.И.»
▪«Программы для общеобразовательных
учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под
руководством и редакцией Б.Н.Неменского.-2-е издание, М.: Просвещение, 2006. –
142 с.»
▪«Программы общеобразовательных
учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.
Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич. -3-е издание, М.: Просвещение, 2006. – 127 с.»
▪«Программы общеобразовательных
учреждений. Технология. Трудовое обучение. 5-11 классы.-4-е издание, М.:
Просвещение, 2005. – 240 с.»
▪«Технология. Элективный курс «Традиции
русской народной культуры» /авт-сост. Е.А.Гурбина, М.В.Гурко, С.А.Лёвина.-
Волгоград: Учитель, 2007. – 171 с.»
«Программы элективных
курсов. Технология. Предпрофильное обучение. /под ред. В.А.Кальней.- М: Дрофа,
2006. – 105 с.»
«Технология.
Текстильный дизайн интерьера: элективный курс /авт-сост. О.В.Павлова -
Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с.: ил.»
▪«Ермолаева Л.К. Система краеведческого
образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов для
учащихся основной школы. Образцы итоговых заданий. Издание 3-е, исправленное –
Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2002, 104 с.»
▪«Программы общеобразовательных
учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности.1-11 классы. Под общей
редакцией А.Т.Смирнова.-М.: Просвещение, 2006. – 127 с.»
▪«Программы общеобразовательных
учреждений. Черчение. 7-11 классы. Составитель и ответственный редактор
В.В.Степакова.-М.: Просвещение, 2008. – 92 с.»
Реализация программ
образования.
Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом. В
целях преодоления отклонений в развитии воспитанников проводятся групповые и
индивидуальные коррекционные занятия.
Учебный план
на 2009 – 2010 учебный
год при 5-дневной учебной неделе.
Учебные предметы |
1 ступень |
2 ступень |
2 вариант комплектования |
Основная школа |
Подг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
5 |
3 |
2 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
Литература |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Иностранный язык |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Математика |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
- |
Алгебра
Геометрия |
-
- |
-
- |
-
- |
-
- |
-
- |
-
- |
-
- |
6 |
6 |
6 |
Информатика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
История |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Обществознание |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
География |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ознакомление с окружающим миром (интегр.
курс с ОБЖ) |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Природоведение (интегр. курс с ОБЖ) |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Природоведение |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
Биология |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Физика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
Химия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
Музыкальное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Технология
Предпрофессиональная подготовка
(элективные курсы) |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2
1 |
-
1 |
История и культура Санкт -
Петербурга |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Черчение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ОБЖ |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Факультативные занятия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Обязательные занятия по выбору
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Максимальный объём учебной нагрузки |
20 |
20 |
22 |
22 |
22 |
28 |
29 |
31 |
32 |
32 |
Коррекционно-развивающая, адаптационная
область |
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Коррекция психофизического развития |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Ритмика, фонетическая ритмика |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Пропедевтика трудового обучения,
допрофессиональная. подготовка |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебный план состоит из
2 частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части полностью реализуются государственные
общеобразовательные программы, что обеспечивает единство образовательного
пространства РФ, гарантирует овладение выпускниками образовательного
учреждения необходимым минимумом знаний, умений и навыков и
обеспечивает возможность продолжения образования в любом
регионе страны.
Учебный план составлен с учётом особенностей образовательной системы
Санкт-Петербурга.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального и
школьного компонентов, сохраняет специфику петербургской школы, её основные
идеи:
-защиту воспитанников
от некачественного образования и воспитания;
-развитие в процессе
обучения продуктивных видов и способов деятельности учащихся, формирование
общеучебных навыков;
-ориентацию
образовательного процесса на достижение выпускниками социальной зрелости;
-создание условий для
продолжения образования в соответствии с выбором учащихся и их родителей.
Учебный план ориентирован на основные цели и задачи образования:
-историческая
преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры;
-воспитание патриотов
России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих
права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
-разностороннее и
своевременное развитие детей и молодёжи, формирование навыков самообразования и
самореализации личности;
-формирование у детей и
молодёжи целостного миропонимания и научного мировоззрения, развитие культуры
межэтнических отношений;
-систематическое
обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры,
экономики, науки, технологии и техники.
Вариативная часть учебного плана отражает особенности школы
VII вида.
Региональный компонент представлен курсом «История и культура Санкт-Петербурга»
по одному часу в неделю с 1 по 4 класс (один час отведён из «Обязательных
предметов по выбору»), с 5 класса по 9 класс (по учебному плану).
Школьный компонент реализуется через коррекционно-развивающую, адаптационную
область, где особое внимание уделяется коррекции дефекта и формированию навыков
адаптации личности, коррекции дефекта и формированию навыков адаптации личности
в современных жизненных условиях. В неё включена система коррекционных занятий с
учащимися.
Учебный план составлен и реализуется в двух вариантах, что соответствует двум
вариантам комплектования школ и классов выравнивания для детей с задержкой
психического развития:
-I вариант - для
детей, у которых задержка психического развития проявилась в период обучения в 1
классе массовой школы;
-II вариант – для
детей, у которых задержка психического развития выявлена в дошкольном
возрасте.
Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития составлен с учётом решения двух основных задач:
-формирование
навыков элементарной грамотности и основных учебных навыков, общения, начальных
представлений об отечественной и мировой культуре;
-коррекция задержанного
психического развития обучающихся, пробелов в знаниях и представлениях об
окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся, преодоление
недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки
мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки,
регуляции поведения и др.
Количество часов, отводимое на русский язык и математику, увеличено по сравнению
с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, так как у многих
обучающихся с задержкой психического развития речь слабо развита и не
сформированы элементарные математические представления.
Поскольку неполноценность, фрагментарность представлений об окружающем мире и
недостатки речевого развития являются характерными для учащихся с ЗПР, в 1
классе вводится курс «Ознакомление с окружающим миром», имеющий коррекционное
значение. Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем
мире, развитию речи на основе приобретённых знаний, а также развитию у учащихся
основных умственных операций и действий.
В начальной школе курс ОБЖ интегрирован в курс «Ознакомление с окружающим
миром», «Природоведение» по учебникам Плешакова А.А. издательства «Зеленый
дом» по одному часу в неделю.
Всё обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающую направленность.
В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся,
коррекции недостатков их психического развития, а также восполнению пробелов в
знаниях, проводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами
максимальной нагрузки. Однако, указанное количество недельных часов, отводимых
на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого ученика
отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю каждого же
ученика приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся
индивидуально или в малых группах (из 2-3 учащихся) укомплектованных на основе
сходства корригируемых недостатков. (Часы занятий, включённых в
коррекционно-адаптивную область, не входят в максимальную нагрузку. Письмо
Министерства образования РФ от 06.09.2002 г. №03-51-127 ин./13-03)
Коррекционные занятия проводятся во 2 половине дня вне сетки обязательных
учебных часов после перерыва продолжительностью 45 минут, в 1-4 классах после 5
урока.
Занятия «Коррекция психофизических функций» проводятся 2 раза в неделю на
1 ступени. Продолжительность занятия с одним учеником не превышает 20 мин.
Основные задачи занятий на 1 ступени: научить учащихся выполнять учебные и
игровые задания под непосредственным контролем учителя в достаточно короткое
время (15-20 минут); ликвидация пробелов развития; повышение уровня общего
развития учащихся; практическая подготовка к усвоению нового учебного материала
(повторение базового материала, элементы опережающего обучения; дополнительная
помощь учащимся, отставшим от класса; дополнительное обучение приёмам выполнения
отдельных учебных действий и способам работы (например, с учебником, с картой, с
пособиями). Учитель ведёт динамическое наблюдение за детьми, контролирует
усвоение знаний по учебным предметам, следит за повышением общего развития, за
развитием крупных движений и мелкой моторики рук, за уровнем усвоения
пространственных представлений, проводит обследование развития связной
монологической речи. На основании полученных данных планирует и изменяет
дальнейшую индивидуальную или групповую коррекционную работу. Эта работа
обеспечивает возможность наиболее эффективно использовать различные виды занятий
для коррекции и компенсации недостатков формирования познавательной
деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического
развития. В школе на 2 ступени обучения главное внимание на
коррекционных занятиях уделяется ликвидации пробелов знаний по учебным
предметам и пропедевтике наиболее сложных разделов программ. Учет
индивидуальных занятий по коррекции осуществляется в классном журнале без
выставления оценок.
Занятия по «Ритмике» в 1-4 классах по 2 часа в неделю способствуют формированию
положительных качеств личности. Развивается инициатива и находчивость при выборе
форм движения, учащиеся учатся коллективной деятельности с её важнейшими
воспитывающими функциями. На этих занятиях развивается мышление, координация
движений, мышечный тонус, эмоционально-волевая сфера, пространственная
ориентировка. Особенностью уроков ритмики является положительный эмоциональный
фон деятельности учащихся, который обеспечивается тщательным подбором
музыкального репертуара, умелым планированием урока, правильным отношением
учителя к достижениям каждого ученика. Занятия по ритмике тесно связаны с
обучением на уроках физической культуры и музыки. Специфические средства
воздействия на учащихся способствуют общему разностороннему развития школьников,
преодолению имеющихся у них отклонений в психическом и физическом развитии,
воспитанию культуры поведения, развитию эстетического вкуса.
Предмет «Пропедевтика трудового обучения» проводится 2 часа в неделю на 1
ступени обучения и 1 час на 2 ступени обучения. Его целью на 1 ступени обучения
является подготовка учащихся к качественному усвоению программы по ручному
труду. Задачи, решаемые в ходе его изучения, заключаются в следующем: обучение
анализу образца с вычленением существенных признаков; обучение ориентировке в
задании: знании исходных данных, представления о конечном результате и
необходимых для этого действиях; обучение описанию образца; использование
речевого сопровождения для нормализации речи и деятельности учащихся; обучение
рациональным приёмам работы на уроке; коррекция мелкой моторики рук; воспитание
сенсорной культуры; развитие коммуникативной культуры. На 2 ступени обучения
курс «Пропедевтика трудового обучения» способствует социализации обучающихся.
Для учащихся, которые имеют специфические речевые нарушения,
организуются занятия по логопедии. Формы занятий индивидуальные и
групповые. В группе не более 3 учащихся. Один учитель - логопед работает с 15-18
детьми, имеющими речевые недостатки.
По окончании начальных классов психолого-медико-педагогическая комиссия
учреждения, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося,
рассматривает вопрос о его переводе в общеобразовательное учреждение по
месту жительства. В случае выявления у обучающегося тяжёлой формы задержки
психического развития рассматривается вопрос о продолжении его обучения в данном
специальном (коррекционном) учреждении.
Учебный план V-IX классов предусматривает овладение знаниями в объёме базовых
программ обязательных учебных курсов, единых для образовательных учреждений
Российской Федерации. В учебном плане предусматривается трудовая подготовка по
разным видам деятельности (швейное дело, столярное дело, декоративно-прикладное
искусство), а так же коррекция недостатков в развитии и индивидуальная и
групповая работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными
предметами.
Коррекционно-развивающая, адаптационная область решает задачи:
-продолжение
целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов,
эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение учащимися
общеобразовательной программы (на основе применения методов и приёмов,
форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной
деятельности);
-отслеживание
результативности обучения и динамики развития учащихся.
Занятия «Коррекция психофизических функций» проводятся 2 раза в неделю на
2 ступени. Продолжительность занятия с одним учеником не превышает 20 мин.
В школе на 2 ступени обучения главное внимание на
коррекционных занятиях уделяется ликвидации пробелов знаний по учебным
предметам и пропедевтике наиболее сложных разделов программ. Учет
индивидуальных занятий по коррекции осуществляется в классном журнале без
выставления оценок.
Индивидуальные и групповые занятия направлены на формирование
допрофессиональной компетентности учащихся, профессиональной ориентации.
Предмет ОБЖ входит в максимально допустимую нагрузку. Курс решает задачи по
формированию навыков безопасной жизнедеятельности и социально-бытовой ориентации
учащихся.
Из «Обязательных предметов по выбору» по одному часу в неделю с 7-9 класс
по 1 часу отведены на предмет «Черчение». За счёт компонента
образовательного учреждения добавлено по 1 часу в неделю на изучение русского
языка в 5 классе и на литературы в 6 классе, т.к. материал программ
V и
VI классов является базовым для изучаемых в дальнейшем курсов, именно в
этих классах активно формируются речемыслительные умения и навыки учащихся.
Предпрофессиональная подготовка (элективные курсы по технологии) в 8-х и 9-х
классах позволяет строить учащимися индивидуальные образовательные
маршруты для осознанного и ответственного выбора, который необходимо сделать
ученику по окончании основной школы.
Факультативные занятия по 1 часу в неделю в 7-9 классах (по плану школы и
согласованию с родителями) и входят в объём максимально допустимой нагрузки. На
факультативных занятиях учащиеся имеют возможность расширить и углубить знания
по предметам. Наиболее востребованы учащимися факультативные курсы, связанные и
информационной культурой человека. Их внедрение в образовательный процесс
связано с открытием в школе компьютерного класса.
|
Факультативы |
2006-2007
учебный год |
•«Речь и
культура общения»
•«Биология»
•«Физика –
это интересно!»
•«Английский язык»
•«История и
культура Санкт-Петербурга»
•«Экология»
•«Основы
безопасности жизнедеятельности» |
2007-2008
учебный год |
•«Речь и
культура общения»
•«Биология
•«Основы
безопасности жизнедеятельности»
•«Информатика» |
2008-2009
учебный год |
•«Биология»
•«Основы
безопасности жизнедеятельности»
•«Информатика» |
2009-2010
учебный год |
•«Основы
компьютерной грамотности»
•«Информационные технологии. Основы издательской деятельности»
|
Продолжительность
обучения в основной школе – 5 лет (5-9 классы). Учащиеся проходят полный объём
программы общеобразовательной школы, получают после окончания документ общего
образца, имеют право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить
обучение в третьей ступени и получить средне (полное) общее образование.
Соблюдение
«Гигиенических требований» к образовательному процессу.
Учебно–воспитательный процесс государственной специальной (коррекционной)
школы (VII
вида) строится с учетом «Гигиенических требований к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях» (Санитарно- эпидемиологические правила СанПиН
2.4.2.1178-02).
1.Учебные занятия начинаются в 09.30, без проведения нулевых уроков. Обучение
организовано в первую смену.
2.Продолжительность урока - 45 минут.
3.В 1 – й класс принимаются дети 8 или 7 –го года жизни по усмотрению родителей.
Прием в ОУ детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября
учебного года возраста не менее 6 лет 6 мес.
4.Прием детей в 1-й класс осуществляется на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
5.Обучение в 1-ом классе проводится с соблюдением следующих требований:
-учебные занятия
проводятся в первую смену;
-5-ти дневная учебная
неделя;
-организация
облегченного учебного дня в середине учебной недели;
-проведение не более
4-х уроков в день;
-продолжительность
уроков – 35 минут;
- использование
«ступенчатого» режима обучения в 1 – ом полугодии;
-обучение без домашних
заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
-дополнительные
недельные каникулы в середине 3 четверти.
6.В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к
требованиям в ОУ в 1-ом классе применяется «ступенчатый» метод постепенного
наращивания учебной нагрузки:
- в сентябре, октябре –
3 урока по 35 минут каждый;
- со второй четверти
- 4 урока по 35 минут каждый.
7.В
начальных классах с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения
обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при
обучении письму, чтению, математике.
8.В
оздоровительных целях в образовательных учреждениях создаются условия для
удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта
потребность реализуется посредствам ежедневной двигательной активности
обучающихся в объеме не менее 2-х часов. такой объем двигательной активности
слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий: в проведении
гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на
переменах; спортивного часа в ГПД, урока физкультуры, внеклассных спортивных
занятий и соревнований дней здоровья, самостоятельных занятий
физкультурой.
С
этой целью в школьный компонент учебного плана для обучающихся первой ступени
включен предмет двигательно-активного характера (ритмика).
9.С
целью реабилитации здоровья и сокращения срока адаптации к требованиям ОУ
обучающиеся обеспечиваются в учреждении необходимой медико-психологической
помощью (психолог, логопеды, педиатр).
10.Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и
факультативных занятий. Факультативные занятия планируются на дни с
наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий
устраивается перерыв продолжительностью 45 минут.
11.В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся 5-9
классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных
работ, уроков труда.
Сдвоенные уроки
по основным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их
проведения за уроком физкультуры.
12.В
расписании уроков чередуются в течение дня и недели для обучающихся
1-ой ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства,
труда, физкультуры, а для обучающихся 2-ой ступени обучения - предметы
естественно-математического и гуманитарного циклов.
13.Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой
умственной работоспособности обучающихся.
14.Расписание звонков:
1 урок
9.30-10.10
2 урок 10.20 – 11.05
3 урок 11.15 – 12.00
4 урок 12.20 – 13.05
5 урок 13.25- 14.10
6 урок 14.20 – 15.05
15.Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения
следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч; во 2-ом - до
1.5ч; в 3-4 классах - до 2 ч; в 5-6 классах - до 2.5ч; в 7-8 классах - до
3ч; в 9-ом классе - до 4ч.
16.Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими
требованиями Минздрава России по организации и режиме работы групп продленного
дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся
1-ой ступени составляет не менее двух часов, обучающихся второй ступени – не
менее 1,5 часа.
Самоподготовка
начинается с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом
обучения. В группах продленного дня сочетаются различные виды деятельности: до
начало самоподготовки – двигательная активность на воздухе (прогулка, подвижные
спортивные игры, общественно – полезный труд на участке ОУ), после
самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера
(занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и
проведение концертов самодеятельности, викторин…).
Результативность
образовательного процесса.
Наблюдается
положительная динамика в выпуске обучающихся из основной школы.
Класс |
Оставлены на повторный курс |
2006-2007
учебный год |
2007-2008
учебный год |
2008-2009
учебный год |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
- |
1 |
- |
3 (1-4) |
1 |
- |
- |
4 |
3 |
1 |
- |
Итого 1-4 |
7 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
- |
6 |
- |
- |
2 |
7 |
1 |
- |
- |
8 |
- |
- |
- |
9 |
- |
- |
- |
Итого 5-9 |
4 |
3 |
2 |
ВСЕГО: |
11 |
7 |
5 |
Класс |
Отчислены из ОУ |
2006-2007
учебный год |
2007-2008
учебный год |
2008-2009
учебный год |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
1 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
3 (1-4) |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
Итого 1-4 |
- |
- |
- |
5 |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
- |
7 |
- |
- |
- |
8 |
- |
- |
- |
9 |
- |
1 |
- |
Итого 5-9 |
- |
1 |
- |
ВСЕГО: |
- |
1 |
- |
Сведения о результатах (итоговой) аттестации
выпускников, прошедших обучение по
программе основного общего образования (9 кл.)
Учебный год |
Всего уч-ся на
конец года |
в т.ч. получили
документ гос.образца об образовании |
всего |
кол-во |
% |
2006-2007
учебный год |
35
|
35 |
100 % |
2007-2008
учебный год |
26
|
24 |
92,3% |
2008-2009
учебный год |
20
|
19 |
95% |
ИТОГО |
81
|
78 |
95,7 % |
Большинство выпускников
нашей поступают в образовательные учреждения начального профессионального
образования с продолжением обучения в третьей ступени и получают средне (полное)
общее образование.
№ п/п |
Информация о
выпускниках |
2006-2007
учебный год |
2007-2008
учебный год |
2008-2009
учебный год |
1. |
Всего
учащихся, окончивших 9 классов, из них:
|
35 |
26 |
20 |
2. |
Из всех
продолжили образование (всего) человек: |
26 |
17 |
18 |
|
В том числе: |
|
|
|
а) |
в 10 классе |
3 |
0 |
0 |
б) |
в
профессиональных училищах |
23 |
17 |
18 |
в) |
в ССОШ |
0 |
0 |
0 |
г) |
в ССУЗ |
0 |
0 |
0 |
д) |
на курсах |
0 |
0 |
0 |
3. |
Из всех не
продолжили образование (всего) человек: |
8 |
7 |
2 |
|
В том числе: |
|
|
|
а) |
работают |
7 |
7 |
2 |
б) |
выехали из
Санкт-Петербурга |
1 |
0 |
0 |
в) |
умерли |
0 |
0 |
0 |
4. |
Из всех не
трудоустроены (всего) человека: |
1 |
2 |
0 |
|
В том числе по: |
|
|
|
а) |
болезни |
0 |
0 |
0 |
б) |
семейным
обстоятельствам |
0 |
0 |
0 |
в) |
инвалидность |
0 |
2 |
0 |
г) |
беременность |
1 |
0 |
0 |
Дополнительное
образование.
Развитие дополнительного образования в нашей школе особенно важно, т.к. оно
включает ребят в многогранную, интеллектуальную и психологически насыщенную
жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
С этим связана отличительная черта системы дополнительного образования детей -
компенсанаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере
ребята, обучающиеся в нашей школе, получают возможность индивидуального развития
тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе.
Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха», помогает ребёнку в
изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий и в соответствии с
личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с
педагогом. Будучи не совсем успешным по основным школьным дисциплинам на
занятиях в кружке или секции, он может оказаться в числе лидеров.
Дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы и её
культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной,
социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды
творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и
культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.
Кружки и спортивные
секции:
|
Направления кружковой работы |
художественно-эстетическое |
физкультурно-спортивное |
техническое |
предметное |
2006-2007 учебный год |
• «Домашний
парикмахер»
• «Азбука рукоделия»
• «Русские мотивы»
• «Волшебные краски»
• хоровая студия «Домисолька» |
• спортивная секция
по ОФП |
• «Мастер»
|
• «Юный доктор»
• «Биология вокруг
нас» |
2007-2008 учебный год |
• «Домашний
парикмахер»
• «Азбука рукоделия»
• «Русские мотивы»
• танцевальная
студия
• хоровая студия «Домисолька» |
• спортивная секция
по ОФП |
|
|
2008-2009
учебный год |
• «Домашний
парикмахер»
• «Азбука рукоделия»
• «Русские мотивы»
• танцевальная
студия «Стрит-джаз»
• хоровая студия «Домисолька»
• «Кожемяки»
•
вокально-инструментальный ансамбль |
• спортивная секция
по ОФП |
|
|
2009-2010 учебный год |
• «Домашний
парикмахер»
• «Азбука рукоделия»
• «Русские мотивы»
• танцевальная
студия «Стрит-джаз»
• хоровая студия
«Домисолька»
• «Бусинка»
|
• спортивная секция
по «Баскетболу»
• спортивная секция
по «Настольному теннису» |
|
|
Учащиеся школы активно занимаются в различных кружках и
секциях: в начальной школе - 90%
детей, с 5-8 класс -70%.
Кружками руководят учителя и успех работы,
заинтересованность на занятиях зависит от личных качеств и профессиональной
квалификации руководителя кружка. Кружковая работа осуществляется в
разнообразных занимательных формах. Результатом участия в кружковой работы
каждого школьника является уровень его развития, мастерства, полученные знания и
умения, опыт общения со сверстниками и взрослыми в творческой атмосфере общего
дела.
Итоги кружковой работы воплощаются в конкретные дела:
выставки, в организация праздников, конкурсов, олимпиад, соревнований,
фестивалей и т.д.
Образовательная деятельность в объединениях
ведется на высоком профессиональном уровне. Учащиеся нашей школы,
участвуют наравне с учащимися гимназий, лицеев, общеобразовательных школ района
и города в конкурсах, выставках и занимают призовые места.
Так, например:
Кружок |
М е р о п р и я т и е |
Хоровая
студия «Домисолька» (руководитель Фёдорова Юлия Владимировна) |
2006-2007
учебный год
|
Участие в
школьных, районных конкурсах и программах:
Районный этап
3-его городского конкурса патриотической песни, посвящённый 40- летию
Игры «Зарница».
Диплом 1
степени за исполнение литературно-музыкальной композиции «Бухенвальдский
набат» в районном этапе 3-его городского конкурса патриотической песни,
посвящённом 40-летию Игры «Зарница».
Городской
конкурс патриотической песни, посвящённый 40-летию Игры «Зарница».
За исполнение литературно-музыкальной композиции «Бухенвальдский
набат» творческий коллектив школы стал лауреатом. |
2008-2009
учебный год |
Участие в
школьных, районных конкурсах и программах:
∙музыкальное
поздравление учителей школы на торжественной линейке, посвящённой Дню
учителя;
∙ участие в
концерте, посвящённом Дню пожилого человека в Доме ветеранов по адресу:
ул.Советская, д.5 совместно с творческими коллективами ДДТ «Фонтанка-32»
(вручена благодарность за активное участие в концерте за подписью
директора ДДТ «Фонтанка-32» Л.В.Леоновой );
∙ выступление в
46-ой Городской больнице имени Святой Евгении с поздравлением к Дню
пожилого человека перед бывшими жителями блокадного Ленинграда,
участниками Великой Отечественной войны, пожилыми людьми (данное
выступление стало традицией хоровой студии);
∙ участие с
музыкальной композицией в районном конкурсе, посвящённом Международному
дню матери «Свет сердца твоего» (хоровая студия награждена дипломом
победителя в номинации «Единственной маме на свете»);
∙ школьный
праздник-концерт, посвящённый Международному дню матери (выступление
перед мамами и бабушками с музыкальной композицией «О маме любимой я
песни пою»);
∙ музыкальное
сопровождение новогоднего праздника для учащихся 1-5 классов;
∙ участие в
фестивале патриотической песни Центрального района СПб «Невские
голоса»
(хоровая
студия награждена дипломом III степени в
номинации «Песня о городе», а руководитель студии дипломом за участие в
фестивале патриотической песни «Невские голоса»);
∙ участие в
районном этапе городского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя,
Россия!» (хоровая студия награждена дипломом II
степени в номинации «Зримая песня»);
∙ 30 января
2009 года состоялась встреча учащихся школы с бывшими малолетними
узниками концлагерей фашизма, членами общественной организации
«Союз», приуроченная к Международному дню памяти жертв фашизма и 06
февраля 2009 года встреча с бывшими узниками концлагерей фашизма
Центрального района, приуроченная к Дню юного героя, погибшего в
годы Великой Отечественной войны (юного героя-антифашизма).
Участники хоровой студии «Домисолька» подготовили для ветеранов
праздничный концерт «Мы желаем счастья вам!»;
∙ 20 марта 2009
года прошла торжественная встреча с моряками-подводниками первого
экипажа подводной лодки К-19, приуроченная к Дню моряка-подводника и
первой годовщине со дня открытия экспозиции, посвящённой
Б.Корчилову в
школьном музейном зале. В подготовке и выступлении с
музыкально-литературной композицией «Морская слава и гордость России»
приняли участие учащиеся 2а, 2б, 3, 4, 7а, 8, 9б классов и хоровая
студия «Домисолька».
|
Кружки по
декоративно-прикладному искусству «Азбука рукоделия» (руководитель
Петрова Любовь Аркадьевна) и «Русские мотивы» (руководитель Сидорова
Людмила Илларионовна) |
2006-2007
учебный год
|
27
Всероссийский фестиваль «Спорт и творчество» по программе Специального
Олимпийского Комитета СПБ, Комитета по труду и социальной защите
населения СПб, Комитета по физической культуре и спорту СПб, Специальной
Олимпиады России.
Дипломантами выставки «Спешил АРТ» по художественно-прикладному
творчеству стали учащиеся 9А класса Морозова Елена и Дмитриева Кристина,
классные коллективы 3а и 3б классов под руководством педагога Сидоровой
Л.И.
|
Районный
конкурс, посвящённый Дню Матери «Свет сердца твоего».
В
номинации «Декоративно-прикладное авторское творчество» награждены:
1.
Дипломом за работу «Передник» ученица 7Б класса
Иванова Раиса;
2.
Дипломом за работу «Тюльпан» ученица 9А класса Морозова
Елена.
Сертификаты участника конкурса вручены учащимся Смирновой Марии,
Дмитриевой
Кристине, Смирновой Ольге. |
2008-2009
учебный год |
Участие в конкурсе «Равные права – равные возможности» среди учащихся
специальных (коррекционных) школ Санкт-Петербурга. Лучшие работы
по декоративно-прикладному искусству были представлены на
Санкт-Петербургском международном книжном салоне 2009 «Время
читать!», проводимом в ЛЕНЭКСПО.
Работа ученицы Петровой Л.А. Дудыгиной Софьи признана лучшей. Софья
награждена
дипломом I степени, ей вручён ценный
подарок. Руководителю кружка Петровой Л.А. было вручено благодарственное
письмо.
|
|
|
|
М е р о п р и я т и е |
Направленность в
системе дополнительного образования |
Возраст участников |
Участие
хоровой студии «Домисолька» (руководитель Фёдорова Юлия
Владимировна) в школьных, районных конкурсах и программах:
∙музыкальное
поздравление учителей школы на торжественной линейке, посвящённой Дню
учителя;
∙ участие в
концерте, посвящённом Дню пожилого человека в Доме ветеранов по адресу:
ул.Советская, д.5 совместно с творческими коллективами ДДТ «Фонтанка-32»
(вручена благодарность за активное участие в концерте за подписью
директора ДДТ «Фонтанка-32» Л.В.Леоновой );
∙ выступление в
46-ой Городской больнице имени Святой Евгении с поздравлением к Дню
пожилого человека перед бывшими жителями блокадного Ленинграда,
участниками Великой Отечественной войны, пожилыми людьми (данное
выступление стало традицией хоровой студии);
∙ участие с
музыкальной композицией в районном конкурсе, посвящённом Международному
дню матери «Свет сердца твоего» (хоровая студия награждена дипломом
победителя в номинации «Единственной маме на свете»);
∙ школьный
праздник-концерт, посвящённый Международному дню матери (выступление
перед мамами и бабушками с музыкальной композицией «О маме любимой я
песни пою»);
∙ музыкальное
сопровождение новогоднего праздника для учащихся 1-5 классов;
∙ участие в
фестивале патриотической песни Центрального района СПб «Невские
голоса»
(хоровая студия
награждена дипломом III степени в
номинации «Песня о городе», а руководитель студии дипломом за участие
в фестивале патриотической песни «Невские голоса»);
∙ участие в районном
этапе городского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»
(хоровая студия награждена дипломом II
степени в номинации «Зримая песня»);
∙ 30 января 2009
года состоялась встреча учащихся школы с бывшими малолетними
узниками концлагерей фашизма, членами общественной организации
«Союз», приуроченная к Международному дню памяти жертв фашизма и 06
февраля 2009 года встреча с бывшими узниками концлагерей
фашизма Центрального района, приуроченная к Дню юного героя,
погибшего в годы Великой Отечественной войны (юного героя-антифашизма).
Участники хоровой студии «Домисолька» подготовили для ветеранов
праздничный концерт «Мы желаем счастья вам!»;
∙ 20 марта 2009
года прошла торжественная встреча с моряками-подводниками первого
экипажа подводной лодки К-19, приуроченная к Дню моряка-подводника и
первой годовщине со дня открытия экспозиции, посвящённой
Б.Корчилову в
школьном музейном зале. В подготовке и выступлении с
музыкально-литературной композицией «Морская слава и гордость России»
приняли участие учащиеся 2а, 2б, 3, 4, 7а, 8, 9б классов и хоровая
студия «Домисолька».
|
художественно-эстетическое |
в хоровой студии
занимаются учащиеся от 8 до 16 лет |
Участие членов кружков по декоративно-прикладному искусству «Азбука
рукоделия»
(руководитель Петрова Любовь Аркадьевна) и «Русские мотивы»
(руководитель Сидорова Людмила Илларионовна) в конкурсе «Равные
права – равные возможности» среди учащихся специальных (коррекционных)
школ Санкт-Петербурга. Лучшие работы по декоративно-прикладному
искусству были представлены на Санкт-Петербургском международном книжном
салоне 2009 «Время читать!», проводимом в ЛЕНЭКСПО.
Работа ученицы Петровой Л.А. Дудыгиной Софьи признана лучшей.
Софья награждена
дипломом I степени, ей вручён ценный
подарок. Руководителю кружка Петровой Л.А. было вручено
благодарственное письмо.
|
художественно-эстетическое |
в кружке занимаются
ребята от 11 до 17 лет |
Выставка работ учащихся, занимающихся в кружке «Кожемяки» (руководитель
Бочкарёва Алла Леонидовна, сотрудник Центра содействия занятости и
профориентации При Комитете по молодёжной политике СПБ), была
подготовлена к проводимому в школе родительскому собранию и вызвала
большой интерес у всех собравшихся. |
художественно-эстетическое |
в кружке занимаются
ребята от 11 до 13 лет |
Руководитель кружка «Домашний парикмахер» Гречко Елена Витальевна и её
ученицы принимали активное участие в подготовке участниц (учениц 1-4
классов) к конкурсу «Хочу быть Золушкой!» (накладывали макияж и делали
причёски), проводимому к Международному женскому дню 8 марта.
Кроме того, ребята принимали активное участие в изготовлении праздничных
костюмов к новогоднему празднику.
|
художественно-эстетическое |
в кружке занимаются
девочки от 10 до15 лет |
|