|
Н
Н.В.Мухина, педагог-организатор
НАМ ХОРОШО, КОГДА МЫ ВМЕСТЕ
Историческое
значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его
человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
На протяжении
всей истории
человечества проблема
патриотизма,
отношения к
Родине и Отечеству
являлась предметом
постоянного внимания
мыслителей, общественных
деятелей, ученых,
педагогов.
Стремительно развивается общественная жизнь, происходят изменения в общественном
сознании. Однако неизменным остается одно – общечеловеческие ценности.
Патриотическое воспитание
немыслимо без
возникновения особых
отношений между
детьми и
взрослыми, между
различными
общностями, в
которые вовлечены
дети и
молодые люди.
В этом
проявляется общая
закономерность
воспитательного процесса,
стержнем которого
является
целенаправленное
формирование личности
в коллективе
и через
коллектив. В
патриотическом
воспитании роль
коллективизма и
общего дела,
как принципа
воспитания особенно
велика. Подчинение
личных интересов
общественным, товарищеское
сотрудничество,
готовность к
взаимодействию и
взаимопониманию –
необходимые
предпосылки патриотического
самосознания.
Детский возраст является наиболее благоприятным для гражданско-патриотического
воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных
интересов и жизненных идеалов. Только через активное вовлечение подростков в
социальную деятельность и осознанное участие в ней, развитие ученического
самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности
коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и
реализации решений для достижения общественно значимых целей
Цель школьного самоуправления - создание условий для самореализации и совместной
деятельности подростков, развития у них творческого потенциала, лидерских и
организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и
общей культуры.
Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые
формируются в процессе самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и
социальные перспективы наших выпускников. Сегодня многие старшеклассники входят
во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены приобретать
необходимый опыт путем проб и ошибок.
Для того чтобы достучаться до каждого, сделать воспитательную работу не
формальной, живой, чтобы ребята могли сами активно включаться в общественную
жизнь школы, района и города в нашей школе была создана и работает детская
организация – «Школьное товарищество», объединяющая учащихся, сотрудников школы
и родителей.
Принимая во внимание особенности возраста и контингента учащихся, а также
имеющийся отрицательный социальный опыт, полученный детьми до поступления в нашу
школу, из-за которого ребенок практически полностью отвергает жизненный опыт и
мнение взрослого, но ставит на первое место по значимости слова, поступки и
эмоции товарища, мы считаем, что работа органов ученического самоуправления
крайне важна для нашей школы.
Учитывая выше сказанное, наша модель ученического самоуправления имеет свои
особенности. В 2004 году разработанная школой модель «Школьное товарищество»
была представлена на городском смотре-конкурсе моделей ученического
самоуправления и завоевала II место.
Основными целями и задачами школьного соуправления являются:
§
приобщение школьников к общечеловеческим ценностям, усвоение ими
социальных норм через участие в общественной жизни школы;
§
создание условий для самовыражения, самоутверждения и
самореализации каждого через представление широкого выбора направлений и видов
деятельности;
§
развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской
позиции школьников;
§
создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о
школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых;
§
формирование личности, направленной на добрые дела и поступки на
радость себе и людям.
Данная модель школьного соуправления позволяет создавать условия, в которых
ребёнок в зависимости от ситуации выступает в качестве наблюдателя, исполнителя,
организатора, руководителя. Эта возможность реализуется через посильную
(доступную для каждого) работу в комитетах и комиссиях «Школьного товарищества»,
а также участие в инициативных творческих группах. Помогают учащимся кураторы –
взрослые сотрудники школы. Их помощь и постоянное стимулирование детской
деятельности позволяет довести до конца любое начатое дело.
Эта модель позволяет передать детям те знания о жизни человека в современном
обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылками
успешной адаптации и самореализации личности после окончания школы, способствует
формированию в школьном коллективе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества,
которая в свою очередь позволяет ребёнку делать самостоятельный нравственный
выбор.
Участие наших воспитанников в ученическом соуправлении способствует формированию
более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и
другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки
поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных
ситуациях.
Работа над любым делом строится на принципах открытости и доступности. Всем
желающим
всегда находится посильная роль, никому никогда не отказывается в участии, даже
если мероприятие готовится в рамках одной комиссии, а не всего коллектива.
Проведение любого творческого дела всегда заканчивается рефлексией: сначала
кураторы дают возможность поделиться участникам между собой своими успехами и
радостью от выполненной своей, даже маленькой, в понимании взрослого, роли. А
затем выясняются и отрабатываются сложные моменты, общее мнение о проведенном
мероприятии, желания и цели на будущее.
Опыт показывает, что гораздо продуктивнее работать с теми, у кого есть желание,
а не принудительным методом; к сожалению, практически в любом коллективе процент
активных подростков не очень высок. Но в любом коллективе есть инициативные
ребята, заводилы, которые и становятся инициаторами и организаторами уже ставших
традиционными мероприятий:
§
День дублера, смотры-конкурсы «Лучшая тетрадь», «Самый аккуратный
дневник», проводимые учебной комиссией, куратор заместитель директора по УВР
И.Г.Балунова.
§
Акции и трудовые десанты «Школа наш дом, и мы заботимся о нем»,
«Красивой школе – красивая и чистая территория», куратор педагог-организатор
Н.В.Мухина и зам.дир по АХР Л.Б.Колчина. В течение всего учебного года учащиеся
убирают закрепленные за классами на совете командиров участки пришкольной
территории и зоны обслуживания, ухаживают за зелеными насаждениями и клумбами на
территории школы.
§
Рейды «Самый чистый класс», акции «Педикулез», «Внимание ГРИПП!»,
«Осторожно пыль!», проводимые комиссией экологов-валеологов, куратор учитель
биологии В.В.Кривохиж. Во время акций члены комиссии не только проверяют
санитарное состояние классных кабинетов, а также изучают негативное влияние пыли
и вирусов на здоровье человека, готовят презентации и выступают с ними перед
учащимися школы.
§
Оформление актового зала и подготовка мультимедийной презентации,
теперь уже сопровождающей почти все торжественные мероприятия школы,
осуществляется при участии комиссии по мероприятиям, куратор
педагог-организатор Н.В.Мухина.
§
Тематические книжно-иллюстративные выставки, викторины «Мои
любимые сказки» для учащихся начальной школы, операции «Живи, книга!»,
проводимые библиотечной комиссией, куратор заведующая библиотекой И.А.Логинова.
§
Новогодний праздник для начальной школы под девизом «Старшие
младшим». Организуется комиссией по мероприятиям с привлечение всех желающих. От
начала и до выступления участники делают все сами. Во время подготовки
знакомятся с традициями встречи Нового года, вспоминают героев русских народных
сказок, придумывают сюжет представления, участвуют в написании сценария,
помогают готовить костюмы, украшают зал, кураторы педагог-организатор Н.В.Мухина
и учитель музыки Ю.В.Федорова.
Но мне хотелось бы остановиться на тех школьных, районных и
городских
мероприятиях, в которых мы принимаем участие наравне с массовыми школами и
гимназиями. В некоторых из них участвуем не так давно, но эти мероприятия уже
полюбились всем участвующим:
«Дети Центрального района – морякам Кронштадта». Все классные коллективы
«Школьного товарищества» стали активными и постоянными участниками этой районной
акции. Подарки отряду подводников каждый раз делаются целенаправленно. Варианты
подарков, сроки и механизм проведения акции вначале обсуждается на совместном
совете командиров и инициативной группы, а затем уже в каждом классном
коллективе отдельно. Так, например, весной 2008 года были подарены спортивные
мячи, ко дню рождения отряда в октябре 2008 – DVD
магнитофон, а этой осенью книги, коллекция музыкальных и видеофильмов и
выращенные своими руками комнатные растения для украшения комнаты отдыха. Все
подарки участники ярко оформляют своими руками: учащиеся начальной школы рисуют,
старшеклассники пакуют посылки и украшают коробки. За активное участие в акции
нас неоднократно награждали поездками в Кронштадт, во время которых делегаты
принимали участие в дружеских концертах и выступали перед моряками с
музыкально-литературной композицией, посвященной АПЛК-19 и мультимедийной
презентацией школьного музея «Судьба».
Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем мире могут начаться с
малого поступка: с ухоженного дворика, помощи ближнему. Поступок влечет за собой
не только конкретное действие, но и положительный пример. Вот уже два года мы
участвуем в городских акциях «Вместе делаем мир светлее» и «Весенняя
неделя добра». Принявшие участие в акциях классные коллективы под
руководством учителей Н.В.Спиридоновой, Е.И.Деминой и И.В.Гришаевой, помимо
трудовых десантов в Александро-Невской Лавре, сквере имени Галины Старовойтовой,
зеленой зоне на улице Моисеенко, школьном дворе, придумывали лозунги,
разрабатывали эмблемы и листовки, рисовали плакаты. Вручали листовки проходящим
мимо людям, рассказывая об акции и призывая их принять участие в благоустройстве
города. Все желающие принять участие в акции из других классов, но, по каким
либо причинам, не вышедшие на улицу, смогли найти себе занятие по силам при
изготовлении плакатов и листовок.
«Объекты детской заботы».
•
Захоронение на воинском кладбище Александро-Невской Лавры
бригврача Военной Медицинской Академии Р.К.К.А. профессора хирурга
В.И.Добротворского долгое время является объектом заботы учащихся нашей школы.
Третий год заботится за захоронением выпускной 9 (7-9) класс с руководителем
Е.И.Деминой, а весной 2010 года забота перейдет учащимся 7А класса, классный
руководитель Н.В.Спиридонова, которые весной прошлого года проводили совместную
акцию в рамках «Весенней недели добра».
•
Сквер имени Галины Старовойтовой третий год является объектом
заботы учащихся 8А класса, классный руководитель И.В.Гришаева. Сначала совместно
с работниками треста озеленения, а теперь уже и полностью самостоятельно
учащиеся убирают листья, помогая готовить сквер к зимнему сезону.
•
В сентябре 2008 года в школе торжественно открыли памятную доску,
посвященную Б.А.Корчилову лейтенанту инженеру АПЛК-19, и к объектам детской
заботы прибавилось захоронение моряков-подводников Бориса Корчилова и Юрия
Повстьева на Красненьком кладбище в Автово, служивших на АПЛК-19 и погибших
в июле 1961 года при ликвидации аварии атомного реактора.
«Подарок ветерану». С большим удовольствием, чувством гордости и
незабываемыми эмоциями от собственных выступлений младшие и старшие члены
«Школьного товарищества» участвуют в концертах для Дома ветеранов (ул.
Чайковского, д.83) и Специального социального дома (ул. 5
Советская, д.3). Инициативу участия в концертах и подготовку берет на себя
комиссия по мероприятиям. Инициативная группа обсуждает номера, помогает
готовить костюмы, участвует в отборе и обсуждении концертных номеров. Участники
концерта показывают как новые, специально подготовленные номера, так и уже
полюбившиеся, с которыми уже выступали в других местах. Активное участие в
концертах принимает хоровая студия «Домисолька» с руководителем Ю.В. Федоровой.
За активное участие в концертах школа неоднократно получала благодарность.
Фестиваль детских общественных объединений Центрального района «Идущий осилит
любую дорогу». В 2009-2010 учебном году фестиваль проводится второй год, но
в качестве активных участников «Школьное товарищество» выступает впервые. В
прошлом году творческая группа побоялась выступать на сцене и взяла на себя роль
хозяйки зала – готовила места командам, украшала сцену и убирала зрительный зал
после фестиваля.
В заключение хочется сказать, мы понимаем, что работа по
гражданско-патриотическому воспитанию не должна сводиться к проведению разовых
акций и мероприятий, ориентированных на знаменательные даты календаря. Мы
стремимся создать условия целостной системы для успешного становления четкой
нравственной гражданской позиции наших воспитанников, их гражданской
компетенции, обретения опыта общественно-полезной деятельности через всю систему
урочной и внеурочной деятельности школы, неотъемлемой частью которой является
ученическое соуправление «Школьное товарищество. Человеку с четкой гражданской
позицией до всего есть дело, он за все должен чувствовать себя в ответе.
|
|
МАРТ
1 – Встреча с писательницей Ольгой Першиной
Выставка, посвященная Дню кота
4 – Конкурсная программа для начальной школы, посвященная 8 Марта
5 – Конкурсно-игровая программа для учащихся старшей школы,
посвященная Дню защитника Отечества и 8 Марта
1 - 5 - Международный конкурс рисунков «Я и мои права» (финальный
этап)
15 – 19 - Неделя безопасности «В стране дорожных знаков»
Школьный тур конкурса «Безопасное колесо»
Встреча с членами первого экипажа АПЛК-19, посвященная Дню
моряка-подводника
АПРЕЛЬ
Встреча с бывшими узниками концлагерей фашизма, посвященная 11 апреля -
Международному Дню освобождения узников концлагерей фашизма.
Районный этап конкурса «Безопасное колесо»
|
|
|